BISERICILE SI MANASTIRILE DIN MOLDOVA [3] |
DOCUMENTAR [1] |
Femeia ortodoxa [34] |
Teologie [16] |
Canoanele Bisericii Ortodoxe [43] |
Sarbatorile Bisericii Ortodoxe [44] |
Predici [22] |
Articole [47] |
VIDEO [2] |
Scrisori din strainatate [1] |
Condoleantze [8] |
![]() |
||
Stil vechi | Miercuri | Stil nou |
1 Decembrie | 14 Decembrie | |
Postul Crăciunului | ||
Post aspru (pâine, apă, fructe uscate, seminţe) | ||
![]() ![]() ![]() ![]() |
||
Tot in aceasta zi | ||
Evanghelia zilei | ||
Apostolul zilei | ||
Rugăciunea zilei | ||
File din Pateric | ||
Pilda zilei | ||
Biblia într-un an |
Principală » Fişiere » Femeia ortodoxa |
29.03.2012, 02:21 | |
КАК ПОДОБАЕТ ОДЕВАТЬСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНКЕ?
Не так давно корреспондент «Интерфакс-Религия» Елена Веревкина
взяла интервью у историка моды, театрального художника, искусствоведа,
писателя, преподавателя и телеведущего Александра Васильева. Среди ее
вопросов был и такой: «По статистике число прихожанок православных
храмов с каждым годом растет. Каноны Церкви предъявляют довольно
строгие требования к женской одежде, при этом женщина хочет оставаться
стильной во всех местах своего пребывания. Что Вы ей посоветуете?»
Ответ Александра Васильева был следующим: «Я считаю, что
специальная "одежда для храма" является анахронизмом и ересью. И я вам
скажу почему. Потому что сегодня мы не можем провести границы между
мусульманской одеждой для походов в мечеть и православной одеждой для
походов в храм. И там, и там длинная юбка. И там, и там закрытые
рукава. И там, и там отсутствие декольте. И там, и там платок,
закрывающий волосы. В чем тогда специфика? Но если вы посмотрите любую
картину русского художника-передвижника XIX века, где изображены
прихожане храмов (а таких картин немало, в Третьяковской галерее есть),
вы увидите, что там дамы и в шляпах, и в вуалях, и в кружевах, и в
моднейших платьях с кринолином, с турнюром – это совершенно никак не
связано с тем деревенским анахронизмом, который нам сейчас пытаются
продать за признак истой религиозности.
Например, постоянное ношение нательного креста. Возьмите любой
портрет русской аристократки XIX века, которые были все крещены,
воцерковлены, – ни на одном портрете креста на декольте вы не найдете,
это, наоборот, традиция католичества. А возьмите другую христианскую
конфессию – католичество, где вас пускают в храм и с непокрытой
головой, и с распущенными волосами... Поэтому я считаю, что в
Средневековье впадать абсолютно не стоит».
Что думают о таких рассуждениях те, кто сегодня наставляет
будущих пастырей, - преподаватели православных духовных учреждений? Их
мнения разделились: часть считает, что в этом вопросе необходимо
следовать учению святых Отцов Церкви (обозначим их условно как
"зеленые"), другие же придерживаются модернистских мнений по этому
вопросу (они условно обозначены как "черные").
Черные:
В принципе, Васильев прав. Сейчас сложилась ненормальная
тенденция, когда православные женщины одеваются как мусульманки и
наоборот - мусульманки одеваются как православные. Потому в Москве не
так давно в метро избили православных женщин, которые были в платочках.
Их приняли за ваххабиток. Вот до чего это доводит.
Зеленые:
Спутать мусульманку с православной христианкой может только
человек далекий от веры и не имеющий русских культурных корней.
Непременным атрибутом мусульманской женской одежды является хиджаб,
который закрывает лицо. Российские мусульманки по известным причинам
его не носят, а в прочих странах, где ислам господствует, до сих пор
женщины носят хиджаб.
Но даже если и нет на мусульманке хиджаба, все равно всегда
присутствуют некие элементы в ее одежде, ну или выражении лица, по
которым совершенно не трудно определить, что она не православная. А
истерия, которая сейчас идет в Москве, это скорее психическая
патология, а не здравое общественное мнение.
Черные:
Нет, все же женская спецодежда для храма - это пережиток прошлого
и ересь. В храм зайдешь – все в длинных юбках и платочках. Это надо
менять.
Зеленые:
Применять термин «ересь» в отношении к одежде - значит
демонстрировать свое абсолютное невежество в вопросах Православной
веры. Ересь - это искажение Православного учения. Святитель Василий
Великий в своем 1-м Правиле пишет: «Ибо древние… иное нарекли… ересию,
иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они
совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся… Ереси же суть,
например: манихейская, валентинианская, маркионитская, и сих самых
пепузиан. Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».
В толкованиях к этому правилу епископ Никодим (Милош) отмечает:
«Все отступники от православной церкви разделяются на 1) еретиков,
2) раскольников и 3) парасинагогов. Ясно и определенно различает святой
Василий этих отступников, основываясь на постановлениях древних (τών
παλαιών). Ереси (αίρέσεις, haereses) составляют те, которые совершенно
отделились от церкви и лишились самой веры (κατ αύτήν τήν πίστιν
άπηλλοτριωμένους).
Ссылаясь на данное правило святого Василия, Зонара более подробно
выразил это, говоря: "еретики суть все, мыслящие несогласно с
православною верою (παρά τήν όρθόδοξον πίστιν δοξάζοντας), хотя бы
давно, хотя бы недавно они были отлучены от церкви, хотя бы древних,
хотя бы новых ересей они держались” (Толкование 6 правила II всел.
собора в Аф. Синт., II, 182).
Это учение, противное православной вере, не должно, впрочем,
касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное
лицо считать еретиком, — достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в
одном догмате, и в силу этого оно уже еретик. "Под именем еретиков
разумеются те, которые приемлют наше таинство (μυστήριον), но в
некоторых частях учения погрешают и несогласны с православными”
(διαφερομένους τοϊς ορθόδοξοις), — говорит Зонара в толковании 14
правила IV всел. Собора (Аф. Синт., II, 252). Вообще, по каноническому
учению православной церкви, кто не православный, тот — еретик:
αίρετικός εστί πάς μή ορθόδοξος» (Номоканон в XIV тит., XII, 2 (Аф.
Синт., I, 261). Алф. Синт. Μ. Властаря, А, 2 (Аф. Синт. VI, 74)).
Таким образом, еретик это тот, кто искажает Православную Веру.
![]() Черные:
А как же вы объясните, что на картинах передвижников, изображающих
прихожанок православных храмов, женщины одеты по моде своего времени –
в дорогих одеждах и тканях, в шляпках и без нательных крестиков?
Зеленые:
Движение художников-передвижников возникло во второй половине XIX
века и просуществовало до начала XX-го. Это время духовного упадка
среди прихожан Русской Православной Церкви. Как правило, в шляпках,
дорогих костюмах и платьях ходили представительницы дворянства,
аристократии, а так же представительницы интеллигенции. Потому что
крестьянки одевались в традиционные русские одежды. А в среде
дворянства, аристократии и интеллигенции крепкая вера была большой
редкостью. Хорошо, если они в церкви бывали раз в год и то, потому что
существовал закон, согласно которому каждый православный гражданин
обязан был причащаться минимум один раз в год. А многие вообще отошли
от веры. Кроме того в то время под влиянием иностранцев, многие из
которых занимали высокие должности в правительстве и бюрократии, широко
были развиты идеи экуменизма. Некоторые обер-прокуроры Святейшего
Синода были людьми мало-церковными и попадали под влияние еретических
западных учений, которые потом навязывали Православной Церкви. Так же и
в духовных школах встречались группы преподавателей и студентов,
которых «бросало» то в латинство, то в протестантизм. Потому ставить
этих маловерных людей в пример нынешним православным христианам просто
безумие.
Черные:
Но ведь Александр Васильев известный историк моды, театральный художник, искусствовед, писатель, преподаватель и телеведущий.
Зеленые:
Возможно, Александр Васильев является специалистом в истории моды,
хотя известным его назвать трудно. Известен он только в каком-то узком
кругу. Возможно, он неплохой театральный художник, искусствовед,
писатель преподаватель и телеведущий. Но он абсолютный дилетант в
вопросах Православной Веры.
Черные:
Ваши обвинения голословны. На чем вы основываете свои выводы? Докажите свое утверждение.
Зеленые:
Это не составляет никакого труда.
Святой Апостол Павел говорит: всякая жена, молящаяся или
пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то
же, как если бы она была обритая (1 Кор. 11, 10). А Васильев
призывает разрешить женщинам молиться в храме с непокрытой головой.
«Надеюсь, - говорит он в том же интервью, - что мы не впадем в нашей
стране в этот религиозный экстаз и не заставим всех женщин ходить в
храм с покрытой головой». Это говорит о том, что он либо никогда не
читал Новый Завет, либо о том, что он еретик-вольнодумец.
Вторая версия находит подтверждение в том же интервью, вопрос и
ответ из которого предложены на обсуждение. После того, как он призвал
не запрещать женщинам молиться без платка, Васильев обнаружил свое
латинофильство. «Я, конечно, сторонник единения Церквей: я надеюсь, мы
когда-нибудь протянем руку Ватикану, так же как и Ватикан когда-нибудь
протянет руку нашей Церкви, потому что две христианские конфессии в
условиях настоящей экспансии мусульманского мира не могут жить
порознь».
Словно обличая невежество Васильева, а заодно и агентства
«Интерфакс-Религия», опубликовавшего этот дилетантский бред, святитель
Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Вы говорите: «Еретики те же христиане».
Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и
ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится
признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру
христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе
рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых
прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие
муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их
богохульном учении Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным
грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом
ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и
его погибелью. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели
человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое
к идолопоклонству».
Нам же, православным христианам следует руководствоваться не
идеями дилетантов, а учением Святых Отцов, достигших высот в духовной
жизни. А они относительно женской одежды учат, что она должна быть
скромной. «Женщины потому должны одеваться в одежды простые, но
приличные; - говорит святитель Климент Алексндрийский, - конечно, они
могут быть и из более мягкого материала, чем мужские, все же не такие,
в какие одеваются женщины, потерявшие всякий стыд и распустившиеся в
изнеженности.
Вообще же сам вопрос корреспондента Веревкиной странный. Что это значит «женщина и в храме хочет быть стильной»?
Черные:
Это значит, что она хочет быть красивой.
Зеленые:
Но еще святой апостол Петр завещал женщинам более заботиться не о внешнем украшении, а о стяжании добродетелей. Да
будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или
нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте
кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. 3, 4). Таким образом, вопрос стоит ответа.
| |
Vizualizări: 1286 | Descărcări: 0 | Comentarii: 1 | Rating: 0.0/0 |
Total comentarii : 0 | |