Cоюз двоих - брак или пародия?
Согласно учению Церкви, основой семейных отношений служат
брак и любовь в браке. Из этой любви, как от главного
корня, вырастают все прочие виды семейной любви: отеческая
и материнская, детская и братская. Где нет брака, там нет
и семьи.
|
"Пробный брак" давно уже стал реальностью - родители живущих в таком "браке" даже рады: их дети "не шляются, где попало" |
Ввиду
величайшей важности брака и брачной любви в жизни
человека, а также из-за распространенных сегодня
неправильных и вредных для нравственности и
общественного блага взглядов на брак, необходимо знать,
при каких условиях брак служит к истинному благу
человечества.
Как богоустановленное таинство, христианский брак и по
своим свойствам и по тем обязанностям, которые возлагаются
на супругов, отличается чистотой и совершенством,
духовностью и святостью. Христианский брак, как единство
двух людей, прежде всего, должен быть союзом одного мужа с
одной женой. Каждый должен иметь одну жену и каждая должна
иметь одного мужа, поучает апостол Павел (1. Кор. 7.2).
Если бы Бог хотел, говорит святой Иоанн Златоуст, чтобы
жену оставляли и брали другую, то сотворил бы одного
мужчину и много женщин. То, что отличительными свойствами
христианского брака являются его единство и целостность,
подтверждает святитель Григорий Богослов: Сам Бог в недра
обоих полов, влив любовь, побудил их стремиться друг к
другу. Но чтобы не всякая жена стремилась ко всякому мужу,
положил предел вожделениям – супружество, эту узду
для незнающего меры вещества. Таким образом, муж и жена,
согласно учению Церкви, составляют единый живой организм.
Как рассеченный организм умирает, так и супружеский союз,
разъединяемый при многоженстве или при многомужии, теряет
свою жизнь и значение.
Как союз тесный, единый и нерасторжимый, христианский брак
налагает на мужа и жену обязанность самой искренней
христианской любви. В Священном Писании брак предстает
выражением безграничной радости, полноты счастья. И это
– торжество радости и любви, как отмечает апостол
Павел в первом послании Коринфянам. Однако христианская
любовь, по словам святителя Тихона, патриарха Московского,
в отличие от влюбленности, – не просто чувство, а
глубокий союз, поддерживаемый волевыми усилиями.
Христианское значение брака
прекрасно выразил фрацузский философ и драматург
Габриель Марсель: «Сказать человеку "я
тебя люблю” – то же самое, что сказать
ему "ты будешь жить вечно, ты никогда не
умрешь”...». Любовь отождествляется с
вечностью, ей никогда не может наступить конец. В
таком понимании брак для христианина – не
частица общегосударственного аппарата, а состояние,
когда двое сливаются в одно целое, не на короткий
период времени, а на всю жизнь. По христианскому
учению брак нерасторжим, так как мужа и жену
соединяет сам Бог.
Говоря о христианском браке, святитель Николай Сербский
пишет, что кроме любви как ласкового, пламенного и тихого
влечения, этим взаимоотношениям еще присущи доверие и
верность друг другу.
В наше время мода на сожительство мужчины и женщины без
заключения брака становится все более и более
усиливающейся тенденцией. С христианской точки зрения, это
«мода» представляет собой реальную угрозу
институту семьи и способствует всеобщей деградации
общества. То, что когда-то называлось жизнью в грех, и
даже было запрещено законом, в большинстве стран сегодня
воспринимается как нечто вполне естественное.
|
Среди моделей поведения,
рекламируемых современным обществом - сожительство вне брака. Несмотря
на шестерых детей, Джоли и Питт до сих пор не женаты. |
Те,
кто решается на простое сожительство, нередко
предпочитают не любить своего партнера всецело, а
оставлять пространство для «маневра»,
– не желают ограничить свою свободу и
независимость. Это порождает нестабильность семейной
жизни и отражается как на отношениях между партнерами,
так и на детях. Однако в христианском браке, как пишет
протоиерей Артемий Владимиров, «истинная любовь
не порабощает человека, а стремится уважать в нем ту
царственную свободу, которая является чертой образа
Божия».
Вне брачных союзов дети редко бывают желанными, рождаясь
случайно, «по ошибке» – следует ли
говорить, к каким последствиям это приводит, ведь как
минимум, эти дети будут лишены полноценной родительской
любви. Больше того, беременность неженатых пар чаще всего
заканчивается абортом, то есть убийством ребенка, в то
время как рождение детей у пар, состоящих в браке, обычно
желанно и является «венцом» их
отношений.
|
6 мая 2012 года в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси Предстоятель Грузинской Церкви покрестил 400 детей. |
Молодые люди, имеющие романтические
представления о совместной жизни без венчания, должны и
подумать о ее последствиях. Митрополит Антоний
Сурожский говорит, что «в мире, где все идет
вразброд, брак – место, где два человека
благодаря тому, что полюбили, становятся едиными,
место, где рознь кончается, где начинается
осуществление единой жизни». Как союз мужчины и
женщины, брак служит началом взаимной любви, которую
супруги должны развивать и совершенствовать, усиливает
значение семьи и возносит их отношения на более высокий
уровень. Это уже не просто совместная жизнь, а сильная
решимость любить человека, несмотря на все его
недостатки и слабости. В этом и заключается красота
брака, что он не допускает сомнений и обратного пути, а
только бережет, сохраняет и доводит до совершенства
союз двоих.
На увеличение числа неузаконенных союзов прежде всего
влияет усилившееся в последнее время негативное отношение
к браку. О нем сегодня говорится как о старомодном
явлении, отнимающем свободу, как о некой тягости,
сковывающей по рукам и ногам и мужчину, и женщину, –
в то же время свобода сексуального общения вне брака
показывается как вполне нормальное и даже положительное
явление.
Однако, несмотря на сложившуюся в современном обществе
ситуацию, следует признать, что только брак способствует
развитию морально здоровых отношений в союзе двоих.
Венчание же освящает семейную жизнь, делает ее в высшей
степени полноценной. Брак и семья являются основой
здорового общества. Все непонимающие смысла брака рискуют
собственным счастьем и будущим своей нации.
|