Bine aţi venit Гость!
Vineri, 29.03.2024, 08:50
Principală | Înregistrare | Logare | RSS
Taina Botezului
    Botezul

Cununia

Inmormantarea

Sfinţirea casei
Statistici


Total online: 1
Vizitatori: 1
Utilizatori: 0

Formularul pentru autentificare

Calendar

Stil vechi Miercuri Stil nou
1 Decembrie 14 Decembrie
Postul Crăciunului
Post aspru (pâine, apă, fructe uscate, seminţe)
Sfântul Prooroc Naum (VII î.H), Cuviosul Filaret Milostivul (792), Sfântul Mucenic Anania Persul
Tot in aceasta zi
Evanghelia zilei
Apostolul zilei
Rugăciunea zilei
File din Pateric
Pilda zilei
Biblia într-un an

Catalog de fişiere

Principală » Fişiere » Articole

Сила благодати против бессилия магизма
20.04.2012, 11:05

Сила благодати против бессилия магизма


Завершилось пребывание в России великой афонской святыни, перед которой молились многие поколения подвижников, – пояса Пресвятой Богородицы. За это время ей поклонилось более 3 миллионов человек, что является, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «выражением великой веры народа, в ответ на которую Бог дает нам чудо – чудо сохранения веры и жизни». И разве сам по себе феномен столь масштабного паломничества наших соотечественников к святыне не говорит об их горячем стремлении к Православной Церкви?

Зачем люди, несмотря на непогоду и свои немощи, стояли в бесконечных очередях в храм Христа Спасителя и другие храмы российских городов, где побывал пояс Богородицы? Наверное, у каждого в сердце были свои побуждения, боли и мольбы. Но, пожалуй, наиболее точно выразил главный смысл этой великой побудительной силы наш патриарх, связавший пребывание пояса Пресвятой Богородицы в России с возможностью «понять силу Божественной благодати и близость присутствия к нам небесного мира».

Между тем некоторые «культурологи», бросившиеся в эти дни комментировать реакцию россиян на принесение пояса Пресвятой Богородицы, попытались увидеть в этом нечто совсем иное – к примеру, как писала газета «Московские новости» от 25 ноября 2011 года, «вспышку коллективного магизма».

Если на ряде интернет-сайтов наблюдалось откровенное беснование и полное неприятие религиозных чувств наших соотечественников, то в «Московских новостях» предприняли попытку придать публикации «научный характер» и с этой высоты, хорошо известной нам по истории СССР, «ниспровергнуть» основы веры. Для этого позвали «исследователя феномена религиозности» – чтобы вместе с ним назвать недавние события «закатом рационализма». Текст, занявший целую полосу под рубрикой «Размышления», вышел под заголовком «Для толпы, которая стоит в очереди за чудом, религия неотличима от колдовства».

«Истерический масштаб», «религиозный психоз», «заряженная сильными эмоциями большая группа офонаревших людей» – такими определениями оперирует «исследователь феномена религиозности», который, впрочем, не видит ничего дурного в том, что «наша российская коллега Татьяна Глушкова целый месяц вместе с паломниками-индусами провела в Индии и написала об этом книгу», а «на могилу цадика Нахмана Брацлавского в украинский город Умань съезжаются тысячи религиозных евреев», не говоря уже о том, что «мусульмане всего мира совершают хадж». То есть с религиозностью как таковой он бы готов был смириться – но только не в данном случае.

Однако прежде чем остановиться на некоторых тезисах текста, сделаем несколько штрихов к портрету, так сказать, «главного героя». Это Николай Шабуров. Он – директор Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета. Активно выступал против введения предмета «Основы православной культуры» в школьную программу. Один из авторов учебника «Религии мира», где около 100 страниц из 267 посвящено брахманизму-буддизму-индуизму. Одно из его интервью несколько лет назад носило скандальное название – «Бог отвернулся от Православия».

И на сей раз, давая интервью корреспонденту «МН» Татьяне Малкиной, Шабуров в выражениях и оценках тоже не стесняется. «Плохо то, что это (то есть очередь к поясу Богородицы в храм Христа Спасителя. – В.П.) принимает истерический масштаб».

На самом деле все ровно наоборот: в очереди никаких истерик не наблюдалось; люди, приехавшие в Москву со всех концов России и даже прилетевшие из других стран – чтобы испросить у Пречистой помощи и заступничества, старались друг другу помогать; спокойно читали и пели молитвы Богородице. А вот истерика случилась как раз у «исследователя феномена религиозности» и его визави – автора текста Татьяны Малкиной, когда они обсуждали происходящее, ведь многотысячная, все не убывавшая очередь в храм к святыне – яркое свидетельство того, что все больше наших соотечественников приходит к Православию.

Впрочем, для Шабурова и его собеседницы, пишущей слово «Бог» только с маленькой буквы, вера – это несуществующий вздор: по их мнению, речь идет о «религиозном психозе». Подобным образом (и как бы мимоходом) Шабуров изливает свою злобу и на такие великие чудеса, как Благодатный огонь и мироточащие иконы.

И возрождение церковной жизни в России, и стремление значительной части современного общества к Церкви, как и стояние в очереди к афонской святыне и обращение с молитвой к Богородице (даже тех, кто никогда раньше не молился) все это для него все тот же «религиозный психоз». Поистине, «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», как утверждал апостол Павел (1 Кор. 1: 18).

Шабуров провозглашает, что для толпы, стоящей в очереди за чудом, религия неотличима от колдовства, а «увлечение магизмом» идет от нежелания брать на себя ответственность, рассуждать: по мнению «исследователя феномена религиозности», люди, стоящие в очереди, «важные проблемы делегировали поясу Богородицы». Последнее заявление за его абсурдностью комментировать не станем, но вот что касается «магизма», отошлем читателя к тексту священника Игоря Фомина «Пять вопросов о поклонении поясу Пресвятой Бородицы».

Все, кто стоял в очереди, пишет он, люди верующие, ибо невозможно простоять 10–15 часов лишь из праздного любопытства. А для скольких наших соотечественников именно с этого момента и начался сознательный путь в Церковь!

Еще одним ответом – едва ли не лучшим – на обвинения в «магизме» стала недавняя проповедь патриарха Кирилла в Покровском монастыре у мощей блаженной Матроны (ей тоже, кстати, досталось от авторов публикации).

«Когда мы подходим к ее мощам, – сказал патриарх, – мы не получаем прошения по нашим молитвам автоматически, потому что в Церкви нет никакой магии. Это колдуны и маги говорят: "Ничего не надо, заплати деньги, сделай то-то и то-то, скажи заклинание, соверши какие-то суеверные действия – и ты автоматически получишь все, что хочешь”. В Церкви человек ничего не получает автоматически он получает в ответ на свою молитву, на свою веру и на свое стремление и готовность жить по Божиему закону. А в центре этого закона – способность человека нести свой крест, как учит Христос».

Нельзя пройти мимо и еще одного аргумента Шабурова: он уверен, что сегодня невозможно говорить о росте религиозности. Опросы общественного мнения, по его словам, показывают, что у нас не очень высокий процент верующих: регулярно, раз в неделю, на церковные службы ходит лишь 3–4% населения. Чтобы понять, что это не так, достаточно посмотреть данные социологических исследований ВЦИОМ, Института общественного проектирования и других известных исследовательских центров.

Так, например, известный социолог Михаил Тарусин в масштабном всероссийском исследовании «Реальная Россия» приводит данные, согласно которым число активно религиозных людей (тех, что посещают храм раз в месяц и чаще) в октябре 1992 года составляло 4%, в августе 2000 года – 6%, а в 2005 году, когда проводилось это исследование, – уже 8%. Более того, в 1992 году причащающихся несколько раз в год насчитывалось 7%, в 2000-м – 12%, в 2005-м – 18%. Сегодня число людей, и регулярно посещающих храм, и причащающихся, еще выше. Так что в случае Шабурова мы имеем дело либо с некомпетентностью, либо с подтасовкой фактов.

Вполне очевидно, что чувства ярости, которые вызывают Русская Православная Церковь и верующие и которые вновь вырвались на свет в связи с принесением пояса Пресвятой Богородицы в Россию, отнюдь не случайны. Кому-то христианство не нравится в принципе. Может показаться, что это происходит только в России и что я высказываю свое частное мнение. Но еще в начале ноября наш патриарх сказал:

«Русская Православная Церковь с большой озабоченностью воспринимает рост проявлений ненависти в отношении христиан в мире. По сведениям ряда независимых источников, христиане стали самой гонимой религиозной группой в мире».

Categorie: Articole | Adăugat de: pavel
Vizualizări: 373 | Descărcări: 0 | Rating: 0.0/0
Total comentarii : 0
Prenume *:
Email *:
Cod *: