Rugaciuni [17] |
Viata parohiei ortodoxe [30] |
Articole [97] |
Anunturi [69] |
Botez, Cununia, Înmormântarea [12] |
Perelinaj la Florentza [5] |
Știri religioase [315] |
Pagina Italiana [10] |
Pagina Russa [24] |
Semnele Vremii [14] |
Pagina copiilor [3] |
Veshti din lume [112] |
Stil vechi | Miercuri | Stil nou |
1 Decembrie | 14 Decembrie | |
Postul Crăciunului | ||
Post aspru (pâine, apă, fructe uscate, seminţe) | ||
Sfântul Prooroc Naum (VII î.H), Cuviosul Filaret Milostivul (792), Sfântul Mucenic Anania Persul | ||
Tot in aceasta zi | ||
Evanghelia zilei | ||
Apostolul zilei | ||
Rugăciunea zilei | ||
File din Pateric | ||
Pilda zilei | ||
Biblia într-un an |
Principală » Articole » Perelinaj la Florentza |
Великорецкий крестный ход.
Иду я, просветленный, Среди большой толпы людской, И за Крестом, и за иконой – С любовью, верой и тоской? Зачем я вглядываюсь в лица, Как будто я хочу узнать Родного брата иль сестрицу, Иль похороненную мать? Зачем я слушаю молитвы И подпевать стараюсь им, И чувствую, что все мы слитны Единым сердцем — вместе с Ним?. А ночью лес в цветущих купах На откуп отдан соловьям. И голубой июня купол Объял природы светлый храм. И пусть заброшенный проселок Таит церквей немую сень. Полуразрушенные села И боль забытых деревень; Смотри на Крест, шагай за другом. Среди людей своих дыша — Преображается округа И возрождается душа! И вечно будет жить Россия. Пока с Крестом, из года в год. Идет, идет в места святые Великорецкий крестный ход!
Анатолий Григорьевич Гребнев
Сегодня в 9 часов утра состоялся выход паломников из Серафимовского собора и благословение их Митрополитом Хрисанфом, после чего им предстоит продолжительный крестный ход до села Великорецкое. Великорецкий крестный ход, который считается одним из самых продолжительных, древних и многолюдных крестных ходов в России, пройдет в Кировской области с 3 по 8 июня.
Великорецкий крестный ход с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца проходит ежегодно с 3 по 8 июня в Кировской области. Длина Великорецкого крестного хода - около 150 километров. Его маршрут: Киров (Вятка) - река Великая (село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) - Киров (Вятка). Ход собирает десятки тысяч паломников со всей России и ближнего зарубежья. В 2009 году в нем приняло участие около 40 тысяч человек. Вот такое сообщение было по каналам массовой информации. Со вчерашнего дня лил не переставая дождь. И только, когда закончилась служба, вдруг закончился дождь и сейчас очень солнечно и тепло. Вот еще одно испытание, устроенное погодой, для тех кто решился идти на реку Великая. А сколько их придется испытать в пути... почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемьнадцать, ложиться в десять-одинадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!.
Но идут люди, идут и кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа у того навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.
Немного из истории Великорецкого крестного хода.
Велико почитание святителя Николая в христианском мире. Почти семнадцать веков прошло после блаженной кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы. Как звезды сияют эти святыни на церковном небосклоне, указуя путь к спасению через бушующее море житейских страстей. Одной из ярчайших звезд этого великого сонма светит чудотворный Великорецкий образ святителя Николая. Церковное предание бережно хранит память о явлении этого чудотворного образа. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. 1383 год- с этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова (ныне г.Киров). Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ( г.Киров) ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. Чудотворный образ был принесен в Хлынов (г.Киров) и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества. По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария, в 1555 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Летопись рассказывает: «и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». Это путешествие нашло отражение в знаменитом лицевом летописном своде, составленном в XVI столетии. Примечательно, то что в составители свода разделили рассказ о путешествии на две части, чтобы зримо отразить обширность пространств, освящаемых шествием чудотворного образа. Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. По принятому в то время обычаю, икону встречали в разных местах на подступах к городу именитые сановники, подчеркивая значимость происходящего. Судно с иконой плыло по Москве реке до Николо-Угрешского монастыря, где по повелению государя было встречено братом царя князем Юрием Васильевичем со свитою. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими, как повествует летопись «с великою верою и многим желанием». У Яузкого моста икону встречали архиереи и собор духовенства. Встерча сопровождалась торжественным крестным ходом. Предстоятель русской церкви – митрополит Макарий встречал чудотворный образ у Флоровских ворот Кремля. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. «И на следующий день, - говорится в летописи, - в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы…».В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа н.с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители, митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа. Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду. После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список (копию) с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде. В Хлынов Всероссийская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем. По возвращении образ продолжал творить множество чудес в вятском соборе. С этого времени на Руси распространяется почитание Великорецкого чудотворного образа. «От образа же наипаче чудотворения с верою просящим преизобилуют, и много образов с него пишущее мерою и подобием, и ото всех чудотворения быша многим верным».
Один из списков (копия) Великорецкой иконы принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-печерский. По прошествии времени от иконы стали исцелятся насельники обители и богомольцы. Этот образ сохранился в монастыре по сей день, являясь великой святыней и называемый в обители «начальный», поскольку принесен был начальником монастыря преподобным Корнилием. Другой почитаемый список(копия) Великорецкой иконы находится в Ипатиевском монастыре города Костромы. Еще в 1556 году прислал его сюда царь Иван Грозный в память о своем убиенном сыне Иване. В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монастыри. Одному вологодскому подвижнику преподобному Агапиту, ученику преподобного Лонгина Коряжемского в 1576 году случилось тяжело заболеть. В болезни явилась ему икона святого чудотворца Николая, прозванная Великорецкой с повелением, взяв список с этой иконы идти на реку Макрушу и там основать обитель. По этому откровению преподобный вскоре исцелился и пошел в назначенные пределы и основал там сперва часовню, а в 1578 году и два храма, первый в честь Великорецкой чудотворной иконы святителя Николая, вторую во имя святого блаженного Прокопия Устюжского. Так было положено основание Маркушевского Никольского монастыря. Еще две обители, одна из них в Москве, известная под названием «Никола в Хлынове», а другая на крайнем севере близ Холмогор – Знаменитая Николаевская Моржегорская (моржевская) мужская пустынь. В начале XVI века список Великорецкой иконы был явлен в Костромских пределах на бабайках, веслах от плотов для сплава леса и названный поэтому «Бабаевским». В Костроме и окрестностях этот список Великорецкой иконы получил самое широкое почитание. Первоявленная икона была торжественно перенесена в Костромской кафедральный собор, где и хранилась до его разрушения. Ныне один из чтимых списков этой иконы находится в Костромском соборе Воскресения на Дебре. Одновременно со строительством Великорецких монастырей стали появляться и приходские церкви. В начале XVII века Николо-Великорецкая деревянная церковь была построена в городе Путивле Сумской области (ныне Украина). Сейчас это Никольский казацкий собор. Другой храм был в Тотьме. Известно, что он был разрушен литовцами при захвате Тотьмы в 1613 году. В российскую столицу Великорецкая икона снова вернулась в 1614 году, когда Русь еще переживала последствия Великой Смуты. Только что избранный молодой государь Михаил Федорович Романов призвал вятскую святыню в Москву, дабы утешить православных горожан в их горе. Продолжавшаяся Смута, вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха, сильно волновали русский народ. В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день составлена специальная церковная служба. Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были не безопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода.
С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки(Киров) паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания.
Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти».
В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий. 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев и запретить это не было никакой возможности. В 20-е годы кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. Но с 30-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее таинственное возвращение. Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. (В настоящее время на реку Великая носят список иконы святителя Николая. Церковь признает все списки этой иконы -чудотворными). Официально крестный ход не был запрещен и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. Советская власть, тем временем, разворачивала свою машину атеистической пропаганды. Это было началом жестоких гонений на Церковь. Многие благочестивые люди, совершавшие паломничество на реку Великую претерпели в это время аресты, разные притеснения и даже мученическую смерть.
Начало Великой Отечественной войны в 1941 году остановило машину массовых репрессий, но не остановило паломничество к месту явления иконы. Новая волна «хрущевского» атеистического погрома накатилась на страну. Снова стали закрывать храмы, снова начались преследования верующих. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для «борьбы» с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места. В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепель) (ныне митрополит Вятский и Слободской). Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф.
После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 году. архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой разрешили. Активным помощником владыки в деле восстановления древней русской традиции стал секретарь епархии протоиерей Александр Могилев (ныне Архиепископ Костромской и Галичский. В непростых условиях отец Александр организовал и провел первый после возрождения крестный ход, который надолго запомнился уже многочисленным паломникам.
Величественный храмовый комплекс XVIII-XIX веков, сложившийся в с. Великорецком, был недоступен для богомольцев. Часть построек были полуразрушены, а храмы закрыты. Оценив ситуацию, отец Александр предложил владыке совершить литургию 6 июня прямо на берегу реки в походной церкви. Этот обычай вошел в практику и совершается и поныне.
После службы под звон колоколов, крестный ход идет на источник, совершается водосвятие и крещение желающих. Многие паломники считают своим долгом окунуться в водах святого источника. Для них возле надкладезной часовни устроена удобная деревянная купальня
. По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь возвращения в Вятку(Киров). Особенно трогательно и искренне встречают крестный ход в селах Медяны и Мурыгино. Кажется, все население этих поселков выходит на встречу крестного хода. Старики встают на колени и крестясь, провожают взглядом проходящий мимо них образ Чудотворца Николы. Молодёжь выстраиваясь в узкую длинную цепочку, в народе ее называют «ручеёк», проходит под иконой.
8 июня икону торжественно встречают в Вятке(Кирове). Городское духовенство с прибывшими паломниками и горожанами выходит с крестным же ходом навстречу. По сложившейся традиции встреча двух крестных ходов и их слияние происходит на мосту над рекой Вяткой. После молебна в храме Новомучеников и Исповедников Российских крестный ход по улицам современного города отправляется в Серафимовский собор, посещая по пути новопостроенный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.И заканчивается крестный ход в Серафимовском соборе праздничной службой
Чудотворная икона святителя
Николая Великорецкого находится на постоянном хранении в
Свято-Серафимовском кафедральном соборе в городе Кирове. В этом соборе
хранится еще одна святыня - чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
В 2000 году Вятская земля торжественно отметила 600-летие
Великорецкого крестного хода. В декабре 2004 года на месте явления
чудотворной иконы был учрежден Николо-Великорецкий мужской монастырь, а в
прошлом году, впервые за многие десятилетия, образ Святителя совершил
большое путешествие по Вятской епархии, посетив более сорока ее приходов
и монастырей. http://www.ako.kirov.ru/region/krest/foto.php http://www.velikoretsky-hod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5&Itemid=4
| |||
Vizualizări: 1206 | Rating: 0.0/0 |
Total comentarii : 0 | |