Bine aţi venit Гость!
Vineri, 19.04.2024, 01:31
Principală | Înregistrare | Logare | RSS
Taina Botezului
    Botezul

Cununia

Inmormantarea

Sfinţirea casei
Statistici


Total online: 1
Vizitatori: 1
Utilizatori: 0

Formularul pentru autentificare

Calendar

Stil vechi Miercuri Stil nou
1 Decembrie 14 Decembrie
Postul Crăciunului
Post aspru (pâine, apă, fructe uscate, seminţe)
Sfântul Prooroc Naum (VII î.H), Cuviosul Filaret Milostivul (792), Sfântul Mucenic Anania Persul
Tot in aceasta zi
Evanghelia zilei
Apostolul zilei
Rugăciunea zilei
File din Pateric
Pilda zilei
Biblia într-un an

Catalog de articole

Principală » Articole » Perelinaj la Florentza

крестный ход

крестный ход


Суббота, 04 Июня 2011 г. 15:51 (ссылка) + в цитатник
Великорецкий крестный ход.

 

 (600x450, 175Kb)

 

Иду я, просветленный,

Среди большой толпы людской,

И за Крестом, и за иконой –

С любовью, верой и тоской?

Зачем я вглядываюсь в лица,

Как будто я хочу узнать

Родного брата иль сестрицу,

Иль похороненную мать?

Зачем я слушаю молитвы

И подпевать стараюсь им,

И чувствую, что все мы слитны

Единым сердцем — вместе с Ним?.

А ночью лес в цветущих купах

На откуп отдан соловьям.

И голубой июня купол

Объял природы светлый храм.

И пусть заброшенный проселок

Таит церквей немую сень.

Полуразрушенные села

И боль забытых деревень;

Смотри на Крест, шагай за другом.

Среди людей своих дыша —

Преображается округа

И возрождается душа!

И вечно будет жить Россия.

Пока с Крестом, из года в год.

Идет, идет в места святые

Великорецкий крестный ход!

 

 Анатолий Григорьевич Гребнев

 

 

 

Сегодня в 9 часов утра состоялся выход паломников из Серафимовского собора и благословение их Митрополитом Хрисанфом, после чего им предстоит продолжительный крестный ход до села Великорецкое. Великорецкий крестный ход, который считается одним из самых продолжительных, древних и многолюдных крестных ходов в России, пройдет в Кировской области с 3 по 8 июня.

 

       (262x161, 21Kb)

Великорецкий крестный ход с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца проходит ежегодно с 3 по 8 июня в Кировской области.  Длина Великорецкого крестного хода - около 150 километров. Его маршрут: Киров (Вятка) - река Великая (село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) - Киров (Вятка). Ход собирает десятки тысяч паломников со всей России и ближнего зарубежья. В 2009 году в нем приняло участие около 40 тысяч человек.

 Вот такое сообщение было по каналам массовой информации.

Со вчерашнего дня лил не переставая дождь. И только, когда закончилась служба, вдруг закончился дождь и сейчас очень солнечно и тепло. Вот еще одно испытание, устроенное погодой, для тех кто решился идти на реку Великая. А сколько их придется испытать в пути... почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемьнадцать, ложиться в десять-одинадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!.

   (570x280, 302Kb)

Но идут люди, идут и кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа у того навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.

 

Немного из истории Великорецкого крестного хода.

 

       250px-Velikorezkaya Чудотворная икона святителя Николая С реки Великой (250x311, 36 Kb)

 

Велико почитание святителя Николая в христианском мире. Почти семнадцать веков прошло после блаженной кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы. Как звезды сияют эти святыни на церковном небосклоне, указуя путь к спасению через бушующее море житейских страстей.

Одной из ярчайших звезд этого великого сонма светит чудотворный Великорецкий образ святителя Николая.

Церковное предание бережно хранит память о явлении этого чудотворного образа. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. 1383 год- с этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы.

На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова (ныне г.Киров). Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ( г.Киров) ради ее безопасности и «многонародного собрания».

Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления.

Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. Чудотворный образ был принесен в Хлынов (г.Киров) и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества.

По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария, в 1555 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Летопись рассказывает: «и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». Это путешествие нашло отражение в знаменитом лицевом летописном своде, составленном в XVI столетии. Примечательно, то что в составители свода разделили рассказ о путешествии на две части, чтобы зримо отразить обширность пространств, освящаемых шествием чудотворного образа. Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. По принятому в то время обычаю, икону встречали в разных местах на подступах к городу именитые сановники, подчеркивая значимость происходящего. Судно с иконой плыло по Москве реке до Николо-Угрешского монастыря, где по повелению государя было встречено братом царя князем Юрием Васильевичем со свитою. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими, как повествует летопись «с великою верою и многим желанием». У Яузкого моста икону встречали архиереи и собор духовенства. Встерча сопровождалась торжественным крестным ходом. Предстоятель русской церкви – митрополит Макарий встречал чудотворный образ у Флоровских ворот Кремля. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. «И на следующий день, - говорится в летописи, - в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы…».В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного.

По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа н.с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители, митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.

Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду. После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси.

Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список (копию) с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде. В Хлынов Всероссийская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем. По возвращении образ продолжал творить множество чудес в вятском соборе.

С этого времени на Руси распространяется почитание Великорецкого чудотворного образа. «От образа же наипаче чудотворения с верою просящим преизобилуют, и много образов с него пишущее мерою и подобием, и ото всех чудотворения быша многим верным».

                                                  (113x149, 5Kb)

Один из списков (копия) Великорецкой иконы принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-печерский. По прошествии времени от иконы стали исцелятся насельники обители и богомольцы. Этот образ сохранился в монастыре по сей день, являясь великой святыней и называемый в обители «начальный», поскольку принесен был начальником монастыря преподобным Корнилием.

Другой почитаемый список(копия) Великорецкой иконы находится в Ипатиевском монастыре города Костромы. Еще в 1556 году прислал его сюда царь Иван Грозный в память о своем убиенном сыне Иване.

В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монастыри. Одному вологодскому подвижнику преподобному Агапиту, ученику преподобного Лонгина Коряжемского в 1576 году случилось тяжело заболеть. В болезни явилась ему икона святого чудотворца Николая, прозванная Великорецкой с повелением, взяв список с этой иконы идти на реку Макрушу и там основать обитель. По этому откровению преподобный вскоре исцелился и пошел в назначенные пределы и основал там сперва часовню, а в 1578 году и два храма, первый в честь Великорецкой чудотворной иконы святителя Николая, вторую во имя святого блаженного Прокопия Устюжского. Так было положено основание Маркушевского Никольского монастыря.

Еще две обители, одна из них в Москве, известная под названием «Никола в Хлынове», а другая на крайнем севере близ Холмогор – Знаменитая Николаевская Моржегорская (моржевская) мужская пустынь.

В начале XVI века список Великорецкой иконы был явлен в Костромских пределах на бабайках, веслах от плотов для сплава леса и названный поэтому «Бабаевским». В Костроме и окрестностях этот список Великорецкой иконы получил самое широкое почитание. Первоявленная икона была торжественно перенесена в Костромской кафедральный собор, где и хранилась до его разрушения.

Ныне один из чтимых списков этой иконы находится в Костромском соборе Воскресения на Дебре.

Одновременно со строительством Великорецких монастырей стали появляться и приходские церкви. В начале XVII века Николо-Великорецкая деревянная церковь была построена в городе Путивле Сумской области (ныне Украина). Сейчас это Никольский казацкий собор.

Другой храм был в Тотьме. Известно, что он был разрушен литовцами при захвате Тотьмы в 1613 году.

В российскую столицу Великорецкая икона снова вернулась в 1614 году, когда Русь еще переживала последствия Великой Смуты. Только что избранный молодой государь Михаил Федорович  Романов призвал вятскую святыню в Москву, дабы утешить православных горожан в их горе. Продолжавшаяся Смута, вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха, сильно волновали русский народ.

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день составлена специальная церковная служба. Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были не безопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода.

        (400x267, 78Kb)

С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки(Киров) паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания.

       (400x279, 32Kb)

 Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти».

       (400x381, 78Kb)

В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий. 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев и запретить это не было никакой возможности.

В 20-е годы кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. Но с 30-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее таинственное возвращение. Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество.

(В настоящее время на реку Великая носят список иконы святителя Николая. Церковь признает все списки этой иконы -чудотворными).

Официально крестный ход не был запрещен и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. Советская власть, тем временем, разворачивала свою машину атеистической пропаганды. Это было началом жестоких гонений на Церковь. Многие благочестивые люди, совершавшие паломничество на реку Великую претерпели в это время аресты, разные притеснения и даже мученическую смерть.

       (400x300, 47Kb)

Начало Великой Отечественной войны в 1941 году остановило машину массовых репрессий, но не остановило паломничество к месту явления иконы. Новая волна «хрущевского» атеистического погрома накатилась на страну. Снова стали закрывать храмы, снова начались преследования верующих. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для «борьбы» с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места.

В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепель) (ныне митрополит Вятский и Слободской). Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф.

      (260x198, 12Kb)

После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 году. архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой разрешили. Активным помощником владыки в деле восстановления древней русской традиции стал секретарь епархии протоиерей Александр Могилев (ныне Архиепископ Костромской и Галичский. В непростых условиях отец Александр организовал и провел первый после возрождения крестный ход, который надолго запомнился уже многочисленным паломникам.

       (400x268, 103Kb)

Величественный храмовый комплекс XVIII-XIX веков, сложившийся в с. Великорецком, был недоступен для богомольцев. Часть построек были полуразрушены, а храмы закрыты.

Оценив ситуацию, отец Александр предложил владыке совершить литургию 6 июня прямо на берегу реки в походной церкви. Этот обычай вошел в практику и совершается и поныне.

       (400x275, 31Kb)

После службы под звон колоколов, крестный ход идет на источник, совершается водосвятие и крещение желающих. Многие паломники считают своим долгом окунуться в водах святого источника. Для них возле надкладезной часовни устроена удобная деревянная купальня

       (400x410, 31Kb)

.
 

 По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь возвращения в Вятку(Киров). Особенно трогательно и искренне встречают крестный ход в селах Медяны и Мурыгино. Кажется, все население этих поселков выходит на встречу крестного хода. Старики встают на колени и крестясь, провожают взглядом проходящий мимо них образ Чудотворца Николы. Молодёжь выстраиваясь в узкую длинную цепочку, в народе ее называют «ручеёк», проходит под иконой.

        (300x450, 61Kb)   

       (300x200, 51Kb)

       (300x200, 52Kb)

      (400x278, 29Kb)

8 июня икону торжественно встречают в Вятке(Кирове).

Городское духовенство с прибывшими паломниками и горожанами выходит с крестным же ходом навстречу. По сложившейся традиции встреча двух крестных ходов и их слияние происходит на мосту над рекой Вяткой. После молебна в храме Новомучеников и Исповедников Российских крестный ход по улицам современного города отправляется в Серафимовский собор, посещая по пути новопостроенный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.И заканчивается крестный ход в Серафимовском соборе праздничной службой

   
       (400x273, 28Kb)

  

Чудотворная икона святителя Николая Великорецкого находится на постоянном хранении в Свято-Серафимовском кафедральном соборе в городе Кирове. В этом соборе хранится еще одна святыня - чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

 В 2000 году Вятская земля торжественно отметила 600-летие Великорецкого крестного хода. В декабре 2004 года на месте явления чудотворной иконы был учрежден Николо-Великорецкий мужской монастырь, а в прошлом году, впервые за многие десятилетия, образ Святителя совершил большое путешествие по Вятской епархии, посетив более сорока ее приходов и монастырей.
 

http://www.ako.kirov.ru/region/krest/foto.php

http://www.velikoretsky-hod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5&Itemid=4

 

Categorie: Perelinaj la Florentza | Adăugat de: pavel (21.06.2012)
Vizualizări: 1206 | Rating: 0.0/0
Total comentarii : 0
Prenume *:
Email *:
Cod *: