19 января – Крещение Господне.
Праздник установлен в память о событиях, описанных в Евангелие, когда
Иоанн Предтеча крестил Христа в водах Иордана. Окунуться именно в эту
реку в Крещение верующие считают особой благодатью, поэтому каждый год в
канун праздника на святую землю съезжают паломники со всего света.
Среди них, конечно, и сотни россиян.
"Если мы будем иметь веру, по вере нашей
получим. Если будем в воде смеяться, тело можем намочить, охладиться, но
пользы можем не получить. Поэтому нужно иметь веру в то, что Господь
вошел однажды в эти воды, и он посетил водное естество, и мы можем
получить великую пользу для тела и души. То есть можем получить даже
исцеление и духовное и телесное", - говорит пастырь у реки Иордан.
Все это выглядит почти также, как на
прекрасно романтической картине Иванова, разве что израильский флаг
вдали, а так - синее небо, Иордан, берег, люди в белых одеждах ждут
появления Христа. Еще мгновение, и он появится.
Скорее так, с пологого берега из
иудейской пустыни спускался Иисус к Иордану, к месту, где яростный аскет
Иоанн окунал соплеменников в воды реки во оставление грехов. Этим
путем, правда, в узком русле сетчатого забора, уж слишком нарочито
украшенного государственными флагами Израиля и обрамленного табличками
"Осторожно, мины", движется Крестный ход.
Мимо пограничных кордонов и полицейских
патрулей военная зона открывается для паломников лишь два раза в год.
Волынки местных скаутов, христиан, их отряды формировали еще в годы
британского мандата в середине прошлого века, предшествует предстоятелю
иерусалимских православных христиан Феофилу III.
"Я хотел бы донести до русских христиан
свет этого праздника, свет этого дня, воссиявший над Иорданом и
проникший в сердца всех людей, - говорит греческий патриарх Иерусалима
Феофил III. - С праздником!"
Во время молебна белый голубь сидит на
посохе греческого патриарха. Это символ Духа святого, того, что по
свидетельству евангелиста сошел на спасителя, и был глас с небес – "Сие
есть сын мой возлюбленный, и на нем мое благословение". Это и есть смысл
и сосредоточие праздника - не столько обряд водосвятия, сколько
мистерия богоявления.
Греки, румыны, сербы, украинцы и россияне
из Москвы, Питера, Сибири, Дальнего Востока. Те, кто посмелее, в
крестильных рубахах. Все прочие - с пластиковой тарой. Мутная, бурая
иорданская вода разъедется по всему православному миру.
В пестрой праздничной толпе, ожидающей,
когда пограничники откроют доступ к берегу, с каждым годом все больше
местных израильтян - удивляются, сомневаются, но едут. "Я уже пятый раз
здесь, - признается один из местных жителей. - Мне любопытно, почему
люди считают, что здесь появился Бог, я - хотя атеист, но хочу понять
это. Ну, скажите, разве это не суеверие? По-моему, это
супер-предрассудок".
И отчаянное купание, и питие иорданской
воды будут предрассудком без веры. Только она превращает обряд в чудо.
Апогей торжества - кипарисовый крест на ленте бросают в быструю воду
реки. По поверью, она в этот миг замирает, белая голубка, растревоженная
благовестом храма на иорданском берегу, кружит над водой, не соблюдая
межгосударственных границ.
Паломники входят в Иордан так, как будто
бы власянице рядом у берега стоит Креститель, ожидает того, кому нет
достойных завязать ремни на сандалиях, и духом святым пропитано синее
январское небо.